Иллюстрированный самоучитель по Tirbo Pascal



              

Создание объектов - часть 5


Чтобы описать все свойства объекта, необходимо раскрыть содержимое объектных методов, т.е. описать соответствующие процедуры и функции. Описание методов производится обычным для Паскаля способом в любом месте раздела описаний, но после описания объекта. Например:

type 

TGraphObj = object

...

end;

Constructor TGraphObj.Init;

begin

X := aX;

Y := aY; Color := aColor 

end;

Procedure TGraphObj-Draw; 

begin

{Эта процедура в родительском объекте ничего не делает, поэтому экземпляры TGraphObj не способны отображать себя на экране. Чтобы потомки объекта TGraphObj были способны отображать себя, они должны перекрывать этот метод} 

end;

Procedure TGraphObj.Show; 

begin

Draw(Color) 

end;

Procedure TGraphObj.Hide; 

begin

Draw(GetBkColor) 

end;

Procedure TGraphObj.MoveTo; 

begin

Hide;

X := X+dX;

Y := Y+dY;

Show 

end;

Отмечу два обстоятельства. Во-первых, при описании методов имя метода дополняется спереди именем объекта, т.е. используется составное имя метода. Это необходимо по той простой причине, что в иерархии родственных объектов любой из методов может быть перекрыт в потомках. Составные имена четко указывают принадлежность конкретной процедуры. Во-вторых, в любом объектном методе можно использовать инкапсулированные поля объекта почти так, как если бы они были определены в качестве глобальных переменных. Например, в конструкторе TGraph.Init переменные в левых частях операторов присваивания представляют собой объектные поля и не должны заново описываться в процедуре. Более того, описание

Constructor TGraphObj.Init; 

var

X,Y: Integer; {Ошибка!} 

Color: Word; {Ошибка!} 

begin

end;

вызовет сообщение о двойном определении переменных X, Y и Color (в этом и состоит отличие в использовании полей от глобальных переменных: глобальные переменные можно переопределять в процедурах, в то время как объектные поля переопределять нельзя).

Обратите внимание: абстрактный объект TGraphObj не предназначен для вывода на экран, поэтому его метод Draw ничего не делает. Однако методы Hide, Show и MoveTo «знают» формат вызова этого метода и реализуют необходимые действия, обращаясь к реальным методам Draw своих будущих потомков через соответствующие ТВМ. Это и есть полиморфизм объектов.




Содержание  Назад  Вперед